Профессиограмма руководящего состава ЦБС
Статус и основные требования к руководящей деятельности директора ЦБС
I. Место, занимаемое в организационной структуре ЦБС: линейный руководитель высшего звена.
ІІ. Объект руководства: коллектив ЦБС.
III. Производственно-управленческие связи: вертикальные; нижестоящие звенья: заместители директора, зав. отделами, зав. филиалами.
IV. Основные функции директора ЦБС.
1. Организация управления
1.1. Планирование и отчетность: планирование основных показателей работы ЦБС, составление пятилетних, годовых планов работы ЦБС,разработка плана социально-экономического развития коллектива ЦБС; составление отчетов, справок о работе ЦБС.
1.2. Учет и контроль: учет работы ЦБС,контроль за качеством выполняемых в ЦБС работ (по обслуживанию читателей, организации фондов и каталогов, справочно-библиографического обслуживания, за устранением выявленных недостатков, за выполнением принятых решений и т. д.).
1.3. Регламентирование деятельности: организационно-правовое регламентирование деятельности сотрудников ЦБС (утверждение должностных инструкций), конкретных направлений работы ЦБС (утверждение инструктивно-технологической документации — инструкций, положений, технологических карт и т. д.).
1.4. Анализ: работы ЦБС за год, месяц, использование результатов анализа при планировании работы ЦБС, организации работы с читателями, организации фондов и каталогов и т. д.
1.5. Внедрение НОТ: организация нормирования труда сотрудников ЦБС, разработка норм на основные управленческие работы, обеспечение внедрения НОТ в ЦБС, разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда в ЦБС, научная организация управленческого труда.
2. Работа с кадрами
2.1. Подбор, расстановка и продвижение кадров.
2.2. Проведение мероприятий по поддержке трудовой дисциплины.
2.3. Моральное и материальное поощрение сотрудников.
2.4. Применение мер дисциплинарного и административного воздействия.
2.5. Создание нормального психологического климата в коллективе.
2.6. Профилактика, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
2.7. Организация профессиональной аттестации сотрудников.
2.8. Формирование резерва руководящих кадров.
2.9. Обеспечение повышения квалификации сотрудниками ЦБС, составление плана подготовки и повышения квалификации сотрудников, контроль его выполнения.
3. Методическая работа
3.1. Утверждение методических материалов.
3.2. Управление нововведениями.
3.3. Оказание практической помощи, консультирование по вопросам управления.
4. Исследовательская работа
4.1. Проведение исследований локального характера.
5. Административная работа
5.1. Прием и увольнение сотрудников.
5.2. Составление и корректировка штатного расписания.
5.3. Утверждение графиков отпусков сотрудников.
5.4. Прием и сдача дел.
5.5. Прием посетителей.
5.6. Организация и проведение деловых совещаний.
5.7. Взаимодействие с местными органами власти, общественными организациями.
6. Делопроизводство
6.1. Подготовка и оформление организационно-рас порядительных документов.
6.2. Прием, регистрация, исполнение, контроль за их исполнением и отправка документов.
6.3. Систематизация документов, их хранение.
6.4. Написание деловых писем.
6.5. Ведение личных дел, заполнение трудовых книжек.
7. Финансовая работа
7.1. Составление сметы доходов и расходов.
7.2. Расходование ассигнований.
7.3. Контроль за использованием средств.
7.4. Взаимодействие с централизованной бухгалтерией.
7.5. Утверждение документации при краже, пожаре и других стихийных бедствиях.
7.6. Закрепление материальной ответственности за сотрудниками.
7.7. Составление авансового отчета по хозяйственным вопросам.
7.8. Утверждение табеля на выдачу зарплаты.
8. Хозяйственная работа
8.1. Обеспечение ЦБС помещениями.
8.2. Надзор за отоплением, освещением, канализацией.
8.3. Организация охраны, противопожарной защиты.
8.4. Создание условий для сохранности материальных ценностей.
8.5. Приобретение и распределение библиотечной техники и канцтоваров.
8.6. Обеспечение транспортом.
Права и ответственность директора ЦБС
Директор ЦВС имеет право:
1. Представлять ЦБС во всех учреждениях и организациях.
2. Разрабатывать и утверждать штатное расписанщ ЦБС.
3. Получать и использовать помимо бюджетных денежные средства, поступающие в установление! порядке от организаций и населения.
4. Распоряжаться денежными средствами и материальными ценностями ЦБС в соответствии с действующим законодательством.
5. Быть распорядителем кредитов:
♦ заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг, трудовые соглашения на выполнение работ;
♦ получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
разрешать выдачу авансов своим сотрудникам;
разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
♦ расходовать в соответствии с установленными нормами материалы и другие материальные ценности на нужды ЦБС;
♦ утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, результаты инвентаризации;
♦ разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности.
6. В соответствии с трудовым законодательством принимать и увольнять сотрудников.
7. Представлять к назначению и освобождению от занимаемой должности заместителей.
8. Определять должностные обязанности заместителей.
9. Назначать своим приказом заведующих отделами, секторами, филиалами, библиотекарей и библиографов.
10. В пределах своей компетенции издавать приказы, утверждать положения, документацию, регламентирующую деятельность ЦБС.
11. Утверждать нормативные материалы, регламентирующие организацию работы в каждом структурном подразделении ЦБС.
12. Разрабатывать и подписывать от лица администрации коллективный договор.
13. Утверждать график очередных отпусков; в соответствии с действующим законодательством утверждать дополнительные отпуска.
14. Применять меры поощрения.
15. Налагать на нарушителей трудовой и технологической дисциплины взыскания в соответствии с трудовым законодательством, в случаях нарушений охраняемых законом интересов ЦБС передавать материалы в правоохранительные органы.
16. Осуществлять контроль за выполнением принятых решений, приказов, указаний.
Директор ЦБС несет ответственность:
1. За организацию работы ЦБС на основе единоначалия, общее состояние дел в ЦБС и выполнение поставленных перед ней задач.
2. За соблюдение законодательства, обеспечение условий сохранности собственности ЦБС.
3. За неправильное расходование денежных средств.
4. За подбор, расстановку и воспитание кадров.
5. За невыполнение правил техники противопожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности.
6. За нарушение исполнительской дисциплины перед вышестоящими инстанциями.
Наиболее типичные формы и методы реализации функций
1. Административные:
♦ подготовка и принятие перспективных решений, оформление их в виде приказов, положений, планов, распоряжений и т. д.;
♦ принятие текущих решений (оперативно-распорядительная деятельность);
♦ дача поручений;
♦ делегирование полномочий;
♦ контрольная деятельность (за выполнением приказов, распоряжений, соблюдением трудовой и технологической дисциплины, качеством выполняемых работ и т. д.);
♦ применение административных санкций и поощрений.
2. Экономические: использование принятых форм и методов материального стимулирования и материальных санкций (премирование, надбавки, понижение в должности и др.), экономический расчет и экономический анализ деятельности ЦБС.
3. Социально-психологические, педагогические:
♦ индивидуальные беседы с определенной целью (выявление возможностей работника, его сильных и слабых сторон, свойств характера);
♦ индивидуальный подход при выборе методов воспитания работников;
♦ разработка стратегических и тактических целей сплочения коллектива;
♦ при необходимости — разработка и осуществление особых мер по борьбе с грубыми нарушениями дисциплины.
Статус и основные требования к руководящей деятельности заведующего отделом ЦБС
I. Место, занимаемое в организационной структуре ЦБС: линейный руководитель среднего звена.
ІІ. Объект руководства: отдел.
III. Производственно-управленческие связи: вертикальные — вышестоящее звено (директор и зам. директора ЦБС); горизонтальные — отделы непосредственного взаимодействия.
IV. Основные функции заведующего отделом.
1. Организация управления:
1.1. Планирование и отчетность: планирование основных показателей конкретного направления работы в рамках ЦБС (обслуживание читателей, комплектование фондов и их организация и т. д. в зависимости от того, какой функциональный отдел возглавляет руководитель); составление перспективных, годовых, месячных планов работы отдела, участие в разработке плана социально-экономического развития коллектива ЦБС; составление отчетов и справок как по конкретному направлению работы ЦБС, так и о работе руководимого отдела.
1.2. Учет и контроль: учет конкретного направления работы в целом по ЦБС, работы отдела; контроль за качеством выполняемых работ, устранением выявленных недостатков как в отделе, так и по конкретному направлению работы ЦБС, выполнением принятых решений и т. д.
1.3. Регламентирование деятельности: организационно-правовое регламентирование деятельности сотрудников отдела (разработка должностных инструкций), участие в разработке инструктивно-технологической документации.
1.4. Анализ: анализ работы ЦБС по конкретному направлению работы и отдела за год, месяц: использование результатов анализа при планировании работы отдела, конкретного направления работы в целом по ЦБС.
1.5. Внедрение НОТ: организация нормирования труда сотрудников отдела, участие в разработке норм на управленческие работы, внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда сотрудников отдела, научная организация управленческого труда.
2. Работа с кадрами: участие в подборе кадров для отдела, их расстановка, обеспечение продвижения; проведение мероприятий по поддержанию трудовой дисциплины в отделе, моральное стимулирование сотрудников, представление к материальному поощрению сотрудников администрацией ЦБС; создание нормального психологического климата в коллективе; участие в организации и проведении профессиональной аттестацш сотрудников отдела, участие в формировании резерва руководящих кадров ЦБС; обеспечение повышение квалификации сотрудников, составление заявок на повышение квалификации сотрудников.
3. Административная работа: составление графиков работы и отпусков сотрудников отдела, прием и сдача дел, проведение деловых совещаний в отделе.
4. Делопроизводство: написание деловых писем и других документов, подготовка организационно-распорядительных документов по отделу.
5. Хозяйственная работа: составление заявок на оборудование, канцелярские товары, библиотечную технику, транспорт; участие в проведении инвентаризации в отделе, в перераспределении оборудования; организация и проведение санитарных дней в отделе.
Права и ответственность заведующего отделом
Заведующий отделом имеет право:
1. Действовать от имени отдела и представлять его по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
2. Давать директору ЦБС предложения о приеме, увольнении или переводе в другое структурное подразделение ЦБС сотрудников отдела в соответствии с трудовым законодательством.
3. Определять права и обязанности сотрудников отдела, согласовывая их с дирекцией ЦБС.
4. Налагать на нарушителей производственной и трудовой дисциплины взыскания в соответствии с трудовым законодательством и правилами трудового распорядка ЦБС, а в случае необходимости передавать материалы в дирекцию.
5. Представлять директору ЦБС предложения о премировании сотрудников отдела.
Заведующий отделом несет ответственность:
1. За содержание и качество работы руководимого отдела.
2. За расстановку и использование кадров.
3. За соблюдение трудового законодательства, производственной и трудовой дисциплины, правил техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии в отделе.
4. За нарушение исполнительской и технологической дисциплины перед вышестоящим руководством.
Наиболее типичные формы и методы реализации функций
Административные: подготовка и принятие перспективных решений, оформление их в виде планов, распоряжений и т. д.; принятие текущих решений (оперативно-распорядительная деятельность); дача поручений; контрольная деятельность (за выполнением решений, соблюдением трудовой и технологической дисциплины, качеством выполняемых работ и т. д.); применение административных санкций и поощрений.
Социально-психологические, педагогические: индивидуальные беседы с сотрудниками отдела с определенной целью (выявление возможностей работника, его сильных и слабых сторон, свойств характера), индивидуальный подход к выбору методов воспитания сотрудников.
Статус и основные требования к руководящей деятельности заведующего филиалом ЦБС
I. Место, занимаемое в организационной структуре ЦБС: линейный руководитель низового звена.
ІІ. Объект руководства: филиал.
III. Производственно-управленческие связи: вертикальные — вышестоящие звенья: зав. отделами ЦБС — зам. директора — директор ЦБС; горизонтальные — филиалы ЦБС.
IV. Основные функции заведующего отделом.
1. Организация управления:
1.1. Планирование и отчетность: планирование ос новных показателей работы филиала; составление пятилетних, годовых, месячных планов работы филиала, участие в разработке плана социально-экономического развития коллектива ЦБС; составление отчетов о работе филиала.
1.2. Учет и контроль: учет работы филиала; контроль за качеством выполняемых работ в филиале (по обслуживанию читателей, организации фондов и каталогов и др.), устранением выявленных недостатков.
1.3. Регламентирование деятельности: организационно-правовое регламентирование деятельности сотрудников филиала (разработка должностных инструкций), участие в разработке инструктивно-технологической документации по конкретным направлениям работы филиала.
1.4. Анализ: анализ работы филиала за год, месяц; использование результатов анализа при планировании работы филиала, организации обслуживания читателей и т. д.
1.5. Внедрение НОТ: организация нормирования труда сотрудников филиала, участие в разработке норм на управленческие работы, внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда сотрудников филиала.
2. Работа с кадрами: участие в подборе кадров для филиала, их расстановка, обеспечение продвижения; проведение мероприятий по поддержанию трудовой и технологической дисциплины, моральное поощрение сотрудников и представление предложений по материальному поощрению сотрудников филиала администрацией ЦБС; создание нормального психологического климата в коллективе филиала; участие в организации и проведении профессиональной аттестации сотрудников филиала, участие в формировании резерва руководящих кадров ЦБС; обеспечение повышения квалификации сотрудников филиала, составление заявок на подготовку и повышение квалификации сотрудников филиала.
3. Административная работа: составление графиков работы, отпусков сотрудников филиала; прием и сдачг дел; организация и проведение деловых совещаний филиале.
4. Делопроизводство: написание деловых писем и др. документов, подготовка организационно-распорядительных документов по филиалу, прием, регистрация, исполнение, контроль за исполнением документов, отправка документов.
5. Хозяйственная работа: составление заявок на оборудование, канцелярские товары, библиотечную технику, транспорт; участие в проведении инвентаризации филиала, перераспределении оборудования; организация и проведение санитарных дней в филиале; надзор за освещением, отоплением, канализацией филиала, своевременная подача заявок на ремонт помещений, оборудования.
Права и ответственность заведующего отделом филиала
Заведующий филиалом имеет право:
1. Действовать от имени филиала и представлять его по вопросам, входящим в компетенцию филиала.
2. Давать директору ЦБС предложения о приеме, увольнении или переводе сотрудников филиала.
3. Определять права и обязанности сотрудников филиала, согласовывая их с дирекцией ЦБС.
4. В случаях нарушений производственной и трудовой дисциплины сотрудниками филиала передавать материалы в дирекцию для применения мер дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством.
5. Поощрять сотрудников филиала и представлять директору ЦБС предложения о премировании сотрудников филиала, а также выдаче средств на оказание материальной помощи сотрудникам филиала.
Заведующий филиалом несет ответственность:
1. За содержание и качество работы руководимого филиала.
2. За расстановку и использование кадров в филиале.
3. За соблюдение трудового законодательства, производственной и трудовой дисциплины, правил техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии в филиале.
4. За нарушение исполнительской и технологической дисциплины перед вышестоящим руководителем.
Наиболее типичные формы и методы реализации функций
Административные: подготовка и принятие перспективных решений, оформление их в виде планов; принятие текущих решений (оперативно-распорядительная деятельность); дача поручений; контрольная деятельность (за выполнением распоряжений, соблюдением трудовой и технологической дисциплины, качеством выполняемых работ и т. д.); применение административных санкций и поощрений.
Социально-психологические, педагогические: индивидуальные беседы с сотрудниками филиала с определенной целью (выявление возможностей сотрудника, его сильных и слабых сторон, свойств характера); индивидуальный подход в выборе методов воспитания сотрудников; подбор шефов-наставников, проведение торжественных собраний, вечеров, посвященных памятным событиям как в жизни сотрудника филиала, так и коллектива филиала и другие.
Основные требования к уровню подготовки и содержанию качеств руководящего состава ЦБС
Образование и квалификация:
Директор ЦБС должен иметь высшее специальное образование, как минимум трехлетний опыт руководящей работы в должности заведующего отделом или филиалом; положительную аттестацию по работе на предыдущей должности; хорошие результаты труда возглавляемого коллектива; соответствующую профессиональную подготовку перед назначением на должность.
Заведующие отделами и филиалами должны иметь высшее специальное образование, как минимум трехлетний стаж библиотечной работы; положительную аттестацию; соответствующую подготовку перед вступлением в первую руководящую должность.
Профессиональные требования к руководящему составу ЦБС
Руководящим кадрам ЦБС необходимы следующие знания:
♦ общие (философия, социальные науки, литература, искусство, история и т. д.);
♦ теории библиотековедения и библиографоведения;
♦ методов изучения, обобщения передового опыта, основных форм и методов методической работы;
♦ основ редактирования, особенностей и возможностей анализа библиотечной теории и практики;
♦ методик научных исследований;
♦ научных основ управления;
♦ методов управления;
♦ методик оценки деловых и личностных качеств трудников;
♦ НОТ;
♦ основ экономики библиотечного дела;
♦ основ делопроизводства; трудового законодательства;
♦ основ статистики;
♦ нормативных материалов по организации библиотечной работы;
♦ основ педагогики, социологии и социальной психологии, психологии труда;
♦ видов деловых совещаний, правил и техники деловых приемов, бесед, консультаций, телефонных разговоров;
♦ этики служебных отношений;
♦ правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Руководящим кадрам ЦБС нужны следующие навыки и умения:
♦ владение методами подготовки и принятия управленческих решений по вопросам планирования, организации, регулирования, контроля;
♦ владение навыками расчета показателей;
♦ умение анализировать состояние социального развития коллектива и прогнозировать изменения; владение методами организации контроля, методами проверки исполнения решений, приказов, распоряжений;
♦ владение методами учета;
♦ владение методиками регламентирования — разработки положений об отделах, должностных инструкций, распорядков дня и т. д.;
♦ владение методами анализа, умение анализировать причины невыполнения планов, умение принимать решения о путях использования внутренних резервов, по сокращению потерь рабочего времени и т. д.;
♦ владение методами изучения и обобщения работы;
♦ владение методами организации нормирования, умение принимать решения по совершенствованию разделения и кооперации труда;
♦ владение методами планирования личной работы, умение устанавливать и соблюдать рациональный распорядок дня;
♦ умение подбирать и эффективно использовать работников;
♦ умение распределять знания с учетом сил и способностей сотрудников;
♦ умение решать конфликтные ситуации;
♦ умение учитывать психологию людей, их психологическую совместимость;
♦ умение применять стимулы, способы психологического воздействия;
♦ умение найти индивидуальный подход к работнику;
♦ владение основами организации работы с резервом руководителей;
♦ умение прочитать лекцию, провести практическое занятие и т. д.;
♦ владение навыками внедрения новшеств;
♦ умение наблюдать, оценивать, собирать и обобщать материал, владеть письменной и устной речью;
♦ умение выделить проблемную ситуацию, сформулировать научную гипотезу, проводить исследование, использовать методы обработки эмпирических данных, писать, редактировать документы;
♦ владение основами прогнозирования потребности в кадрах;
♦ владение процедурами оформления на работу, методами оформления документов по движению кадров (увольнение, отпуск, переводы и т. д.);
♦ умение вести деловое общение;
♦ умение организовывать и проводить деловые совещания;
♦ умение составить и оформить организационно-распорядительную документацию.
Профессионально-значимые личностные качества
Руководителю ЦБС необходимы качества, характеризующие взаимоотношения с людьми — коллективизм, честность, справедливость, терпимость, гибкость, искренность, коммуникативность; качества, характеризующие стиль деятельности — инициатива, деловитость, требовательность, внимательность (самозащита от технических ошибок), ответственность; качества, характеризующие общий стиль поведения — самообладание, самоконтроль, уравновешенность, уверенность; качества ума -— память, аналитичность; а также такие качества, как любознательность, настойчивость, воля, интуиция, вера, здоровье, творческий склад.
Нежелательны такие качества, как замкнутость, мнительность, конформизм, импульсивность, службистский характер.
(Мошкина Н.И. Профессиограмма руководящего состава ЦБС //Управление библиотекой: Учеб.-практ. пособие. – С.-Пб., 2002. – с. 222-239)
|