Методичні поради
Оценка и аттестация кадров библиотек: общие вопросы
Оценка и аттестация персонала библиотеки — кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное направление аттестации — не контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работника. Аттестация призвана способствовать улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы руководителей, специалистов и служащих, усилению их ответственности за порученное дело, обеспечению тесной связи зарплаты с результатами труда.
Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности работника в условиях полной гласности и при строгом соблюдении действующего трудового законодательства.
Нормативную основу проведения аттестации составляют: КЗоТ РФ; постановление Правительства РФ от 14.10.1992 г. № 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки"; "Положение о порядке проведения внеочередной аттестации руководителей, специалистов и служащих организаций культуры и искусства", утвержденное приказом Минкультуры РФ от 13.11.1992 г. №344; Федеральный закон "О библиотечном деле". В соответствии с "Положением" аттестации не подлежат: беременные женщины; молодые специалисты, работающие в организации менее 3 лет после окончания учебного заведения; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до 3 лет; работающие по совместительству.
В соответствии с предусмотренными законодательством целями аттестация содержит оценку труда и оценку персонала.
Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда. При проведении аттестации руководителей структурных подразделений имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать процедуру оценки труда в руководимых ими подразделениях. С этой целью возможно привлечение и использование информации от смежных подразделений библиотеки, а также от пользователей библиотечно-информационных услуг.
Оценка труда производится с использованием различных методов индивидуальной и групповой оценки.
Для индивидуальной оценки могут использоваться: оценочная анкета, анкета заданного выбора, метод оценки по решающей ситуации, шкала наблюдения за поведением и метод профессиограмм.
Оценочная анкета содержит стандартизированный набор вопросов или описаний, согласованных с квалификационными требованиями по должности. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок.
Анкета заданного выбора включает основные характеристики работы, балльную оценку результатов поведения (например, от 1 до 5) по таким характерным чертам работника: не ждет проблем, схватывает объяснение на лету, редко теряет время, с ним легко разговаривать, становится лидером при работе в группе, спокоен и невозмутим при любой ситуации, много работает и т. д.
Метод оценки по решающим ситуациям предполагает подготовку оценивающим списка описаний "правильного" и "неправильного" поведения в конкретных ситуациях. Результаты оценки по каждому работнику заносятся в журнал, который в дальнейшем используется для оценки результативности труда. Этот метод, как правило, используется руководителем.
Шкала наблюдений за поведением ориентирована на фиксацию поступков. Для определения поведения работника фиксируется количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. Например:
Приходит на работу вовремя
почти никогда 0 1 2 3 4 почти всегда
Предупреждает в случае опоздания
почти никогда 0 1 2 3 4 почти всегда
Общая сумма оценки составляет основу рейтинга поведения
Метод профессиограмм — анализ работы исполнителя, выделение основных задач, результатов, процессов, схем взаимодействия.
Профессиограмма содержит описательные характеристики деятельности, количественную оценку элементов деятельности, психограмму.
Описательные характеристики деятельности включают: параметрическое описание (структура библиотеки, цели и задачи, основные виды деятельности); морфологическое описание (средства труда, рабочее место, основные элементы деятельности и т. д.); функциональное описание (последовательность операций, "технология действия", режим труда и отдыха, взаимодействие и коммуникации).
Количественная оценка элементов деятельности включает выделенные задания и их описание.
Психограмма содержит требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю, и профессионально важные качества.
Методы групповой оценки дают возможность провести сравнение эффективности работы сотрудников внутри группы и сопоставить работников между собой.
При использовании метода классификации все работники распределяются по какому-либо одному общему критерию от лучшего до худшего. Метод альтернативной классификации предполагает сравнение каждого работника с каждым. Общее количество раз, когда работник оказывается лучшим в паре, и составляет систему общего рейтинга.
Выбор используемых методов индивидуальной и групповой оценки определяется количеством сотрудников библиотеки, выполняющих однородную по содержанию работу, или необходимостью оценки качеств работников, особенно важных для определенных направлений и видов деятельности библиотеки. Результаты оценки учитываются при подготовке представления на работника.
Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работников к выполняемой ими деятельности, выявить уровень их потенциальных возможностей для оценки перспектив профессионального роста и должностного продвижения.
Различия в характере и содержании труда по должностям обуславливают различия во времени, необходимом для оценки правильности решения о приеме на работу или назначении на новую должность. В отношении рядовых исполнителей такая оценка может быть дана уже через несколько месяцев, а для руководителей высшего и среднего звена, как правило, через год или более. С учетом этих различий периодичность и сроки проведения аттестации определяются руководителем учреждения, но не чаще одного раза в год.
(Справочник библиотекаря. – 2-е изд., исправл. и доп. – С.-П., 2001. – с. 252-255)